Причины неполадок банкомата

Подходите к банкомату, привычным жестом вкладываете карту в приемник, совершаете знакомые действия, и вдруг что-то идет не так. Банкомат долго думает, издает непривычные звуки, экран гаснет, диалог безнадежен. При этом списание средств происходит, как видно из мобильного приложения.

Остаться без денег, карты и чека для современного человека - необитаемый остров, где нет еды, интернета и надежды. Некоторым везет больше, и банкомат после некоторого усилия выплевывает карту. Но денег все-таки нет, и вы держитесь. 

Вот что может стать причиной неполадок:

  • сбой приложения банка;
  • отсутствие нужной суммы в автомате;
  • неверные действия клиента.

Во всех случаях есть надежда вернуть деньги. Мероприятие обещает быть с препятствиями, но в целом успешным, хотя отнюдь не быстрым. 

Что делать при сбое

Алгоритм действий таков:

  1. Запишите номер устройства, с которым не сложилось. Написан чаще всего на лицевой или боковой части. Эти 4-8 цифр - и есть уникальный ID банкомата. 
  2. Зафиксируйте точное время, когда это случилось. Если рядом оказались свидетели, убедите не остаться безучастными и дать показания. Они ведь тоже могли пострадать, но вы взяли удар на себя. Их контакты могут пригодиться.
  3. Звоните в банк, который выпустил карту. Даже если банкомат принадлежит банку-партнеру - таковы правила международных платежных систем. Оператор обязан принять и зарегистрировать обращение. 

Максимальный срок рассмотрения таких заявок - 30 дней или даже 60, если неприятность застала за границей. Вы не один такой, а служба безопасности одна. Именно они занимаются ошибками списания средств.

  1. Напишите заявление в банке-эмитенте. Письменная претензия - подтверждение обращения, и это надежнее заявлений в устной форме.
  2. Оставьте заявление в отделении банка-партнера, если все пропало в банкомате, который находится в его обслуживании. Тут снова потребуются детали: сумма, время, адрес операции, данные карты и уникальный номер прожорливой машины, оставившей вас без денег или карты. Или без всего сразу.

Важно: попросите копии обращений в каждом банке, где писали заявления. В них должны быть указаны реквизиты банка с печатью и данными сотрудника, который принял заявление. Так вы убьете двух зайцев: 

  • убедитесь, что претензия не просто озвучена, а принята;
  • удостоверитесь в дате принятия обращения - отсчет идет именно с этого момента.

Запомните главное: 

  1. Совершать любые операции с картой безопаснее в банкомате неподалеку с офисом банка-эмитента, то есть выпустившего продукт. Разумеется, в рабочие часы помогут быстрее.
  2. Составлять претензии нужно в письменном виде, не ограничиваясь эмоциональными устными заявлениями и телефонными заявками.

Когда вернут деньги

Вот что происходит, если деньги снимаются в банкомате банка-партнера:

  1. Средства не списывают сразу, а сначала блокируют на счете. Платежная система отправляет запрос на удержание денег в банк, где открыт счет. 
  2. Транзакции совершаются через несколько дней. Замороженные таким образом средства списываются позднее. 
  3. Сотрудники банка проверяют совершенные операции. Если при инкассации банкомата обнаруживается излишек денежных средств, в банк направляется запрос по поводу ошибочной транзакции.
  4. Взаимодействие между двумя банками: эмитентом и партнером может быть медленным, так как запросы и ожидание ответа требуют времени.

Если снимать деньги в «родном» банкомате, то процесс не так мучителен. В случае ошибки списания банк способен решить вопрос за 1 неделю вместо 30 дней. Сотрудники проверяют денежные операции и камеры, чтобы удостовериться, что средства действительно не выданы, а также банкомат - нет ли там лишних денег.

Если клиент не совершает действий в течение минуты после появления купюр в лотке, банкомат забирает их назад для сохранности и возвращает карту. Или не возвращает, кому как повезет. Списание происходит, но вернуть просто. В этом случае именно инкассация выявляет избыток средств. 

Когда деньги не вернут

Вот случаи, в которых банк не признает ошибки, и денег не вернет:

  1. Деньги были в лотке, но вы поспешили уйти, были рассеяны или не в себе. Деньги забрал посторонний, и это подтверждают камеры. Обращение в банк будет бесполезным, ведь его вины нет. Пишите заявление в полицию. 
  2. Ошибочное списание произошло с карты с начислением процентов на остаток. Компенсации от банка не будет.
  3. При ошибочном списании с кредитной карты. Это не дает вам права на отсрочку платежа по кредиту. Произведите оплату из других средств или будьте готовы к штрафам за просрочку.

Что нужно запомнить

  1. Старайтесь совершать операции с картой в «своих» банкоматах.
  2. Крупные суммы лучше снимать через оператора или осуществлять безналичный расчет.
  3. Будьте внимательны, когда делаете это. Не задумывайтесь, не ведите сложных разговоров по телефону, не спешите и не отвлекайтесь на постороннее. 
  4. Удостоверьтесь, что банкомат завершил операцию. Порой купюры застревают, но не пытайтесь повлиять на работу автомата. Иногда он молча выплевывает карту через какое-то время.
  5. Сохраняйте спокойствие. Если что-то идет не так, следуйте инструкции выше. Постарайтесь учесть и вспомнить все детали неудачной транзакции, все «не помню» и «не обратил внимания» растягивают возврат средств во времени.
  6. Оставляйте в банках письменные обращения с данными организации и подписями сторон.
  7. Имейте в распоряжении наличные на случай, если на какое-то время лишитесь карты и доступа к счету. Просрочки по коммунальным платежам и кредитам никто не компенсирует.

Хорошая новость в том, что большая часть обращений по неудачным списаниям решается в пользу клиента. Деньги, скорее всего, вернут, но не сразу. Не тяните с заявлением в банк - от этого зависит скорость рассмотрения заявок.